Элемент не найден!

пн-пт, c 9:00 до 18:00 по Москве
Заказать звонок

01.03.2024

Имеющийся потенциал сферы интеллектуальных систем безопасности и проблемы, мешающие его реализации

1 марта в Москве в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему Развития Сферы Интеллектуальных систем безопасности в России. Для участия в работе круглого стола собрались представители органов государственной власти, силовых ведомств, большое количество представителей бизнес-сообщества, научной сферы, экспертов и общественных деятелей.

Выступая со своим докладом представитель ГК «Национальные лаборатории безопасности», являющийся заместителем руководителя Секции Интеллектуальных систем безопасности Гильдии НСБ при Московской торгово-промышленной палате, Стенковский Кирилл Сергеевич сообщил участникам о том, что представляют из себя Интеллектуальные системы безопасности, рассказал об имеющемся технологическом потенциале в отрасли и об основных существующих отраслевых проблемах, которые необходимо будет решить для обеспечения дальнейшего эффективного развития всей Сферы ИСБ в целом.

1 (3).jpg

«Интеллектуальные системы безопасности (ИСБ) – это комплексные системы, которые используют передовые технологии и алгоритмы для обеспечения безопасности в различных сферах – от отдельно взятых предприятий, до целых городов и регионов. Причем в состав этих комплексных систем входят не только различные виды сенсоров, камер, датчиков и других устройств, но также и программное обеспечение для обработки и анализа полученных данных

Все мы с вами давно живём в эру цифровых технологий. Цифровизация с каждым днём охватывает всё больше сфер нашей повседневной жизни. Всё в большее количество процессов внедряются различные средства автоматизации. Технологии развиваются стремительно и это неотвратимый естественный процесс.

Но вместе с тем растёт количество вызовов общественной безопасности: техногенные, антропогенные чрезвычайные ситуации, трагедии, имеющие в основе своей диверсионную или даже террористическую деятельность. И в большинстве своём масштаб всех этих случаев так или иначе обусловлен человеческим фактором. В современном мире обеспечение общественной безопасности является одной из важнейших задач, стоящих перед государством, требующей инновационных подходов и технологий. Применение Интеллектуальных систем безопасности должно играть ключевую роль в обеспечении безопасности объектов, территорий и граждан. Одним из ключевых преимуществ ИСБ является возможность автоматизации процессов мониторинга и реагирования на угрозы, что позволяет сократить время реакции на инциденты, снизить вероятность ошибок и повысить эффективность работы системы в целом. Нейросетевые алгоритмы и методы машинного обучения позволяют видеоаналитическим системам без участия человека своевременно выявлять оставленные предметы, задымления и возгорания, припаркованные в ненадлежащей зоне транспортные средства, людей в масках или с оружием, акты вандализма, беспорядки или драки и многое другое. Кроме того, интеллектуальные системы позволяют анализировать большие объемы данных и выявлять закономерности, что может быть использовано для прогнозирования возможных угроз и планирования мероприятий по их предотвращению.

Но несмотря на все озвученные выше преимущества, мы не сможем обеспечить полного раскрытия имеющегося потенциала, пока не инициируем работу по интеграции различных систем безопасности, как частных, так и государственных, в единую сеть, что позволит более эффективно использовать ресурсы и повысить уровень защищенности объектов и территории.

И здесь мы сталкиваемся с рядом проблем. Помимо отсутствия единой концепции развития Сферы ИСБ федерального уровня, мы имеем отсутствие унификации требований к применяемым технологиям и к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности. При всём обилии законодательных актов, нормативно-правовой базы и государственных стандартов в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости, большинство из них либо морально устарели, либо не учитывают в полной мере сложившуюся технологическую конъюнктуру, что неизбежно приводит к неэффективному применению существующих технологий либо к полному отказу от них.

Примеров здесь можно приводить много. Так, например, в ГОСТ Р 51558-2014, который предназначен для классификации и описания общих технических требований к системам видеонаблюдения, и который применяется при проектировании систем, в нём до сих пор указано определение видеосервера, как устройства, предназначенного для преобразования аналогового видеосигнала с выхода видеокамер в цифровой формат.

Ещё пример использования в нормативно-правовых актах (НПА) устаревших понятий. 969 ПП РФ от 26 сентября 2016 г. «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности», которое на сегодняшний день является одним из образцовых и самых проработанных НПА, в котором отражены требования к применяемым техническим средствам безопасности. Но даже в нём есть ссылка на рекомендации МВД Р 78.36.008-99 от 1999г., в которых описаны целевые задачи видеоконтроля, несмотря на то, что само МВД ещё в 2014 году включило их в перечень документов, утративших актуальность. И тем не менее данные рекомендации используются до сих пор при проектировании и построении систем.

ПП РФ №272 от 25.03.2017 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», единственными требованиями к системам видеонаблюдения на таких объектах являются только наличие самой системы и глубина архива в 30 дней. В ПП РФ №410 от 13.05.2016г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» вообще допускается не оснащение объектов инженерно-техническими средствами охраны в случае обеспечения охраны объекта (территории) сотрудниками охранных организаций. Повторюсь, таких примеров достаточно. Конечно существуют правовые акты региональных уровней, где федеральные требования дополняются уточнениями, но единой унификации требований к функциональности систем на объектах массового пребывания людей и иных социально-значимых объектах попросту не существует.

Ещё приведу пример правового регулирования применительно уже к более современным технологиям. В последние годы частный бизнес, преимущественно федеральные торговые сети, активно и весьма успешно применяли системы по распознаванию лиц в целях предупреждения противоправных действий на своих объектах (преимущественно хищений). Причём данные системы зарекомендовали себя не только, как эффективное средство по сокращению потерь, но и как инструмент для правоохранительных органов в рамках оперативно-розыскной деятельности. Тем не менее последние изменения в законодательстве, в частности 572 ФЗ от 29.12.2022 о биометрии персональных данных, вступивший в полную силу в конце 2023г накладывает весьма серьёзные ограничения на применение подобных систем, связанных с распознаванием лиц. В виду того, что при разработке данного законопроекта были учтены не все экспертные мнения, возникают разночтения и противоречия в его отдельных положениях в части правоприменения данного закона к такого рода системам. Мы уже провели не одно мероприятие, посвященное данной проблематике на полях Московской торгово-промышленной палаты и в рамках Форума НСБ «Безопасная столица». И здесь хочется поблагодарить представителей Минцифры России и АО «Центр биометрических технологий», являющегося оператором ГИС ЕБС, за то, что всегда в диалоге с нами и принимают участие в данной работе. Промежуточные результаты совместно уже достигнуты, и я уверен, что мы придём к общему знаменателю.

Помимо проблематики нормативно-правовой базы и технических стандартов, также необходимо будет провести работу по разработке стандартов и критериев оценки самих участников Сферы. Определить планы развития и задачи для всей индустрии с учётом поручений, озвученных Главой Государства в рамках объявленных им национальных проектов. Сформировать реестр участников рынка и регистр рекомендованных надёжных поставщиков, разработав систему объективной оценки квалификации деловой репутации для разработки профессиональных стандартов, программ обучения и повышения квалификации.

Ещё немаловажным вопросом является формирование образовательных обучающих программ регионального и федерального уровня, направленных на повышение профессиональной грамотности как бизнеса, так и работников госсектора по вопросам эффективного применения технологий Сферы.

Ещё немаловажный момент, который обсуждался на прошлом круглом столе в МТПП. В нашей стране с 2014 года успешно реализуется федеральная целевая программа построения и развития аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» и «Безопасный регион». Муниципальные и социально значимые объекты, объекты транспортной инфраструктуры, промышленные и производственные отраслеобразующие предприятия и предприятия стратегического значения, охраняемые государственные объекты – все объединены в единый контур обмена данными.

Единственным, но при этом не менее значимым сегментом. не включённым в единый контур, являются частные объекты бизнеса, являющиеся также местами массового пребывания людей. Объекты розничной и оптовой торговли, торговые и развлекательные центры, гостиницы, складские комплексы и места общественного питания – в своём подавляющем большинстве никак не интегрированы с АПК «Безопасный город», если не считать системы ОПС. Я хочу обратить внимание, что по данным Росстат на 01 октября 2023 года в РФ объектов в категории «магазины» - а это объекты от гипермаркетов до т.н. магазинов шаговой доступности – зарегистрировано 866,4 тысячи объектов, а вместе с аптечными пунктами и местами общественного питания таких объектов 1 млн 310 тысяч. И это те места, которые наши граждане посещают каждый день.

Всё это лишь небольшая часть того спектра проблем и задач, которые нам с Вами, коллеги, предстоит решить, причём в самое ближайшее время. Мир не стоит на месте. Мы живём в эру искусственного интеллекта и высоких технологий, которые стремительно развиваются с каждым днём. Сфера интеллектуальных систем безопасности имеет огромный потенциал для развития и улучшения. Интеграция различных систем, использование новых технологий и методов, а также постоянное совершенствование существующих решений позволят повысить уровень безопасности объектов и территорий, а также обеспечить более эффективную защиту граждан»

По итогам мероприятия участниками был подписан меморандум о создании Совета по развитию Сферы Интеллектуальных систем безопасности (ИСБ) Координационного совет Негосударственной сферы безопасности (КС НСБ) России. Также были подписаны соглашения о сотрудничестве между ГК «Национальные лаборатории безопасности», Московским политехническим университетом и Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет).

Дата публикации: 01.03.2024

01 О нас

Группа компаний «Национальные Лаборатории Безопасности» (НЛБ) является разработчиком профессиональной системы событийного видеоконтроля «ВидеоМаркет», которая интегрирует видеоданные из систем видеонаблюдения с данными от POS-терминалов различных торговых систем, весовым оборудованием, счетчиками купюр и пр.

Встроенные средства аналитики позволяют оперативно (или по данным видео архивов) выявлять непредумышленные ошибки кассиров, а также умышленные правонарушения (кражи на кассе). В результате внедрения системы «ВидеоМаркет» потери в розничной торговле уменьшаются вдвое. Антикражные системы на базе «ВидеоМаркет» идеально подходят для предприятий розничной торговли любого масштаба. В настоящее время заказчиками НЛБ являются крупнейшие ритейлеры – Ашан, Billa, X5 Retail Group, Spar и др.

Расскажите нам о своей задаче, и мы найдем эффективное техническое решение +7 (495) 662-11-44